dobroslav13 (dobroslav13) wrote,
dobroslav13
dobroslav13

Categories:

секта скопцов на тамбовщине

по просьбам любителей страшных историй выкладываю этот материальчик
В середине XIX века в России возникла секта скопцов, и страну охватило форменное безумие. Количество скопцов превысило все мыслимые пределы - не менее четырехсот тысяч человек. и родиной этого безобразия стала наша с вами любимая тамбовская губерния.




В конце 60-х годов в Тамбовской губернии, именно в городе Моршанске, произошел знаменитый скопческий процесс Платицына. Скопчество в первый раз с особенною силою обнаружилось в нашей губернии еще в 1812 году. В это время в Моршансксе оскопились семейства купцов: Платицына, Попова, Кудинова и Загородного, за исключением жены последнего Екатерины, которая и донесла об этом происшествии губернатору Нилову. «Ради самого Бога и пречистой его матери, — писала она между прочим, — скройте имя доносчицы, да не останется в потомках нашего родства порочность на мне несчастной, и не оставьте предписать городскому голове иметь меня в своем покровительстве.» Впечатление от этого события было тем сильнее, что все оскопившиеся моршанские купцы были люди богатые и не жалели денег на распространение своего, по их словам, голубиного учения.
Но вероятно не одними деньгами вербовали они прозелитов в свою мрачную секту. Была в них странная и непонятная сила убеждения. Поэтому их рабски и добровольно слушались даже такие люди, которые уже ничего не могли ждать от жизни, например, колодочник Моршанской тюрьмы, Михаил Иванов. «Назад тому два месяца, объяснял он Моршанскому суду, — вздумал я оскопить себя для прекращения плоти и вчера в полночь, когда все спали, найденным в канаве ножом сам себя порешил и отрезал ключи ада». Деятельность моршанских сектантов с особенною силой распространилась в Моршанском и Козловском уездах, преимущественно в селах: Стежках, Правых и Левых Ламках, Сосновке и Крюкове. Некоторые крестьяне, под влиянием скопческих наставников, целыми семьями уродовали себя «царствия ради небесного», пользуясь при этом обыкновенными тупыми ножами. Так поступили однодворцы: Фатей, Прокофий, Сазон, Илья и Сазостьям Ефремовы. После операции они сами же донесли на себя земскому суду. «И то мы сделали, писали они, к спасению душ наших простыми ножами». Оскопив себя, фанатики тоже сделали со своими малыми детьми. Двое из них, Савостьян и Павел, сначала не давались операторам и отчаянно кричали, но отцы в поле на работе чем-то опоили их. Тогда они крепко заснули и проснулись уже невольными скопцами.
Дела о скопцах не возобновлялись администрацией до 30-х годов. Мирно люди Божьи совершали свои радения, наружно исполняли православные обряды, отличались трезвою и скромною жизнью, ласково принимали в домах своих православных священников, щедро расплачивались с чинами земской полиции и другими властями и вследствие строго организованной своей солидарности богатели.
В 1838 году началось дело купца Егора Иванова Платинына, известного богача и главного наставника всех тамбовских скопцов. Пред судом явился 70-ти летний старик, увешанный медалями и на всю губернию прославленный щедрыми пожертвованиями и значительными частными благодеяниями. Платицына оправдали. Между тем улики против него были такого положительного свойства, что только прежние суды могли оставить их без внимания. К числу таких улик мы относим письмо Егора Платицына к его племяннику Максиму Кузьмину Платицыну, герою известного моршанского процесса 1868 года.
«Поклонись от меня, — писал Егор Платицын, — комиссионеру Шеметову, да благодари его за хлопоты по делу Аристова, хотя я по следствию и не доказан был, но ты сам знаешь я с ним поддерживал нашу секту. А теперь меня тревожит уездный суд на счет вновь открытых скопцов-девок, которые живут в Моршанске у Кулагина. Все они оскоплены по нашему обряду, мною продуманному. Попроси освободить их от суда, иначе все мы пропали и нашей секты не будет больше в Морше»
В тоже время Егор Платицын писал своему комиссионеру Шеметову; «Назад тому год окастрачены девка Анисия, моя работница, Татьяна да Матрёна. И я попрошу вас похлопочите за них у министра, а деньги возьмите у племянника, сколько вам будет нужно. Спасибо вашему стряпчему Григорию Васильевичу. Он меня и прочих освободил. Да смотри хлопочи – не жалей нас.»
Для формы сделали обыск в доме Егора Платицына. Нашлись и там серьезные улики против скопческого начальника, а также и против некоторых чиновников, нагревавших руки около такой доходной статьи, как общество «белых голубей». Так, в письменном ящике у Платицына оказалось письмо к нему тамбовского купца Мандрыкина с следующею припискою: «Чиновник Борисов велел тебе прислать 1000 рублей, и ты это письмо скрой на огне».
В 1841 году Егор Иванов Платицын умер, передав свои капиталы и свое значение в скопчестве Максиму Кузьмичу Платицыну. И опять началась подпольная работа, и снова появились массы прозелитов дикого учения. Сам Платицын более и более богател, украшался золотыми медалями и орденами, строил церкви, с гордостью носил приютский мундир, благодетельствовал чиновникам и втихомолку обделывал свои дела, не пренебрегая при случае и грубым насилием. Так дело шло до конца 1868 года. В это время некто чиновник Боголюбов, после неоднократных доносов на Платицына и его скопческую пропаганду, добился, наконец, до знаменитого платицынского процесса.
«С 1862 года, — писал Боголюбов, — начал я подавать прошения на высочайшее имя, но просьбы мои пропадали, и всё это было хлопоты Платицына. Сидел я по своему делу 11 месяцев в остроге и в это время Платицын оскоплял многих насильно и то делал он, не боясь судей и начальников по своему богатству».
24 декабря 1868 года в доме Максима Платицына сделан был обыск. Моршанский полицмейстер Тришатный и жандармский офицер Шкот подошли к платицынским воротам в 8 часов вечера.
Все 5 домов скопческого главы стояли на соборной площади, точно какие-нибудь редуты - мрачные и с заложенными кирпичом окнами. Только в одном деревянном флигеле, где жил сам Максим Платицын, слабо светился огонек. Следователи громко начали стучать в калитку и именем закона приказывали поскорее впустить их. Тогда за стенами началась усиленная беготня, темные фигуры зачем-то бегали по двору, от дома к дому и от подвала к подвалу. Только в 10 часов государственная полиция могла проникнуть в апартаменты Платицына, который в это время лежал в постели и протестовал по адресу своих нежданных гостей, во имя своего почетного гражданства, старости и медальных украшений. Старик-скопец, по-видимому, был застигнут следственною комиссею врасплох, и изображал из себя угнетенную невинность. Между тем правительственные планы известны были ему давно, так как предупредительно и своевременно его уведомили обо всем некоторые чиновники, которым эта измена служебному долгу была небезвыгодна. А моршанский судебный следователь, получив телеграмму о произведении немедленного обыска в платицинском доме, к удивлению всего города, оказался больным, хотя в здоровье его никто не сомневался. Правда, все эти моршанские дельцы, но распоряжению губернатора были удалены от мест; но легка для них была сытая их отставка и долго на своих «лаврах старого чиновничьего режима» почивали они, тихонько подсмеиваясь над официальною суровостью губернской администрации.
Окончательный обыск в доме Платицына сделан был в январе 1869 года. В это время нашли у него следующие подозрительные вещи: портрет Петра III с кружком над головой, как изображают это иконописцы на иконах, и с сияющими звездами. Над постелью Платицына нашли портреты Кондратия Селиванова и Александра Шилова. Тут же висела фотографическая карточка некоей Анны Сафоновны — сосновской крестьянки, которую скопцы величали Богородицею. Скопческая Богородица изображена в виде простой деревенской женщины с платком на голове и груди и с цветком в руке.
Библиотека богатого моршанского коммерсанта оказалась в самом скромном составе, именно в виде календаря за 1840 год, причем на полях книжки следователи прочитали такую .подозрительную надпись Максима Платицына: «Я дождусь трех ГОСУДАРЕЙ и нового словесника». А через несколько страниц его же рукою на полях написано: «Мягкая постель оказалась подлеющею; кажется — теперь нам конец. А впрочем, курская партия в 104 человека опрошена и оставлена пока без преследования».
Стали после того опечатывать в кладовых сундуки с деньгами и, к общему удивлению, всего платицынскаго капитала насчитали только 400000 рублей. Куда же девались, несомненно, существовавшие скопческие миллионы — это и доселе неизвестно. Вероятнее всего, сам Платицын заблаговременно поместил их в верные руки своих единоверцев, из которых некоторые впоследствии вдруг и чрезвычайно разбогатели. По крайней мере, в этом именно смысле высказывались многие свидетели по делу Платицына и тоже писали следователям неизвестные авторы в анонимных письмах. Наконец и доселе еще сохраняются у нас предания о том, как в домах некоторых моршанских обывателей-скопцов в дровяных складах были находимы толстые пачки серий и кредитных билетов...
Всех подсудимых в моршанском процессе оказалось 40 человек. Из этого числа 9 женщин разного возраста жили в платицынском доме на полном содержании. Все эти фанатические женщины, как это подтвердила медицинская экспертиза, подвергнуты были полному оскоплению, т. е. порча грудей и половых органов, и составляли «священную» свиту скопческого наставника. Между тем сам Платицин. как человек осторожный и дальновидный, не был оскоплен и по-видимому был ревностным сыном православной церкви. Он аккуратно посещал церковные службы, 30 лет ежегодно исповедовался и приобщался и в царские дни, украшенный многочисленными медалями и орденом и приютским мундиром, стоял в соборе впереди народа, вместе с городскими властями, и «благоговейно» подходил к кресту.
Самое тяжелое впечатление на следователей по платицынскому делу произвело следующее открытие. Под домом Платицына нашли обширный и глухой подвал с массивною и железною дверью. Здесь производились вольные и невольные скопческие операции. По словам Боголюбова, давшего ход платицынскому процессу, - «крику из того подвала было не слыхать, а умиравших от неискусного резания хоронили тихонько по ночам тут же на дворе или в подполье».
Максим Платицын упорно отказывался от всякаго участия в скопческих радениях и ереси. «Откуда все улики явились, — говорил он, — не знаю. Женщин при себе держал и для домашней услуги, а что они были оскоплены — не знал я. Портрет скопцов Селиванова и Шилова и иныя подобныя вещи как очутились у меня, тоже не помню и не знаю».
Платицынское дело повели, вследствие решительных приказаний из Петербурга, с такою энергиею, что все скопческие капиталы оказались в этом случае бессильными. Сам Платицын лишен был отличий и всех прав и сослан на поселение в Восточную Сибирь. Той же участи подверглись и главные помощники скопческого ересиарха.
В настоящее время Максима Платицына нет уже на свете. Капиталы его куда-то исчезли, но скопчество в Тамбовской губернии, по своему алчущей и жаждущей правды, не исчезло еще и ждет оно разумной и доброй христианской проповеди, да более нормальных условий нашей общественной жизни, чтобы сгинуть и таким образом очистить русскую религиозно-народную жизнь от самых мрачных и фанатических ее осложнений. Исчезнет с лица земли Тамбовской скопчество, пропадут, может быть и иные местные многочисленные секты и явится бывшая наша глушь в возможном расцвете своей культуры... Признаки этого желанного расцветания есть уже и теперь, В течение предпоследнего десятилетия наш край обогатился многими весьма полезными учебными заведениями, в которых так нуждалась, нуждается и долго еще будет нуждаться вся наша Русь. Таким образом, просветительный свет быстро и широкою полосою стал проникать и в нашу дотоль темную сторону... И ждем мы от своих скромных, по-видимому, но могущественных по существу училищных реформ новой эры нашей провинциальной жизни, потому что, по нашему глубокому убеждению, корень высшей культуры всякого народа заключается именно в развитии школы.











интересная информация на данную тему частично использованная в заметке

http://unbelievable.su/articles.php?id=208
http://murders.ru/Sk_pr.html
http://www.tusovka.lt/topic30261.html
http://sales-books.narod.ru/pelikan01.htm
Tags: история, краеведение, тамбов
Subscribe
promo dobroslav13 february 20, 2017 18:35 8
Buy for 100 tokens
Хочу сообщить, что я после того как я создал группу ВКонтакте о домашней колбасе, сыре и прочих яствах изготовляемых мастерами земли Тамбовской https://vk.com/club140235997 то друзья по фейсбуку стали возмущаться - а как же мы. Ну значит теперь и здесь будет отдельная группа о деревенских…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments