dobroslav13 (dobroslav13) wrote,
dobroslav13
dobroslav13

Category:

Тамбов. Выставка православных крестов и авторских колоколов

Оригинал взят у vetumtrud в Тамбов. Выставка православных крестов и авторских колоколов


«У каждого времени свой крест»

Тамбовчанам показали христианские символы разных веков и колокола, отлитые по старинным рецептам

Говорят, найти чужой нательный крестик – плохая примета. Мол, придется нести чужой крест. Все это чушь и суеверие, утверждают тамбовские историки и краеведы, собравшие в уникальной коллекции около 300 православных крестов различных веков.

В первые дни Великого поста в Котовске (Тамбовская область) открылась уникальная выставка православных нательных и наперсных крестов XII – XIX веков, а также колоколов, отлитых по старинным технологиям жителем Тамбова Николаем Стольниковым.

Впервые в России представлена масштабная коллекция предметов личного благочестия – нательных крестов, энколпионов и иконок. Причем все они атрибутированы и оформлены в передвижную выставку (263 экспоната в 15 витринах, к которым прилагаются 12 планшетов с атрибуцией и 3 триптиха).
ТОЛК (Тамбовское общество любителей краеведения) готовило экспозицию около 6 лет. Пять лет собирали экспонаты, 80% которых найдены на территории Тамбовского края. Остальные либо подарены коллекционерами, либо выкуплены у частных лиц на рынках.

- У каждого времени свой крест, - говорит председатель ТОЛКа коллекционер Михаил Семенов. – Кресты разнообразны по форме и содержанию. На некоторых, помимо традиционного распятия, изображены орудия страстей Христовых или иконки других святых, например Никиты Бесогона. Каждый крест – это целая история.

Разнообразие крестов говорит о многом. Во-первых, о месте, где крест был изготовлен. Кресты Рязанской губернии отличались от крестов Владимирской или Тамбовской. Они отражали взгляды их автора на мир, симпатии к тем или иным святым. А также сообщали о статусе их владельца.

- Церковь всегда стремилась к унификации, выстраивала каноны, чтобы не было разнообразных толкований, - продолжает Михаил Семенов. – Но когда мы имеем дело с предметами личного благочестия, то здесь видно, что христианство дает человеку свободу выбору. Поэтому кресты такие разные.

Со временем, однако, унификация произошла и в личном пространстве. Уже в XIX веке было налажено по сути дела промышленное производство почти одинаковых штампованных крестиков. Но любители старины до сих пор находят на берегах рек, на дорогах и в полях старинные кресты. И это неудивительно, ведь несколько веков миллионы людей носили их на груди и часто теряли.

- Изначально кресты были более сложны в изготовлении, да и выполнены более искусно, - говорит Михаил Семенов. – К примеру, энколпионы, состоявшие из двух частей, служили реликвариями – там хранили частицы мощей святых или святую землю. С одной стороны, на них могло быть изображено распятие, с другой – Богоматерь и различные святые.

Энколпионы, наперсные кресты, первоначально отливали по оригинальным восковым формам, затем формы делали уже с этих предметов, отчего качество терялось. Со временем и сами кресты стали более простыми. Что интересно, мужчины и женщины носили разные крестики. У женщин они были более плоские, в форме «листочка».

Еще одной особенностью выставки стали колокола и литые предметы Николая Стольникова (по профессии он зубной техник). По его словам, будучи паломником в Ростове Великом, он купил книгу про традиционное русское медное литье, затем попал на московский колокольный завод "Литэкс" и загорелся идеей возродить старинные технологии колокольного литья. Много времени провел в Российской государственной библиотеке в Москве, изучая специальную литературу, а затем собрал группу единомышленников в Жердевке (райцентр Тамбовской области), выкупил пустующее помещение и организовал мастерскую.

- Мы долго экспериментировали с глиной, - рассказывает он. – Пришлось провести десятки экспериментов чтобы, наконец, найти тот самый состав, который позволял отливать колокола из сплава меди и олова.

С тех пор Стольников сотоварищи отлил около 30 колоколов весом от 4,5 кг до 154 кг. Треть из них он отдал на выставку.

Кстати, выставка православных крестов и колоколов – не первая, подготовленная Тамбовским обществом любителей краеведения. Не так давно в том же музее Котовска экспонировалась уникальная для России передвижная выставка «Сокровища древней мордвы – мокши». На 33 застекленных витринах с внутренней подсветкой было представлено 450 отреставрированных экспонатов: украшения, детали оружия, предметы быта коренного населения этих мест. В июне прошлого года выставку показывали в Пензе, где вызвала интерес и у обычных посетителей, и у историков.





Еще читать нужно здесь: http://www.mk.ru/culture/article/2012/03/01/677230-drevnerusskie-natelnyie-krestyi-vyiglyadeli-sovershenno-ne-tak-kak-nyineshnie.html



Tags: история, металлопластика
Subscribe
promo dobroslav13 february 20, 2017 18:35 8
Buy for 100 tokens
Хочу сообщить, что я после того как я создал группу ВКонтакте о домашней колбасе, сыре и прочих яствах изготовляемых мастерами земли Тамбовской https://vk.com/club140235997 то друзья по фейсбуку стали возмущаться - а как же мы. Ну значит теперь и здесь будет отдельная группа о деревенских…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments