dobroslav13 (dobroslav13) wrote,
dobroslav13
dobroslav13

Тамбовский Казанский мужской монастырь

Оригинал взят у vetumtrud в Тамбовский Казанский мужской монастырь
Вот начал я публиковать некоторые околокраеведческие материалы... Так и знал, что добром это не кончится))) Начал выкладывать фотки с кладбищ, потребовалась историческая справка. Написал про два кладбища, надо заканчивать остальными. То есть в ближайшее время выложу пост про уничтоженное Успенское кладбище и некрополи Казанского и Вознесенского монастырей. 

Поэтому вспомнил, что ровно 15 лет назад писал материал про Казанский монастырь. Интернета тогда у нас не было, не переиздавали еще Ивана Дубасова, чьи "Очерки из истории Тамбовского края" я активно использовал в материале, поэтому приходилось сидеть в библиотеках и краеведческом музее. Ну и вот, что накопал тогда:

ТАМБОВСКИЙ МУЖСКОЙ КАЗАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ОТКРЫТИЕ ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ

Вопрос об открытии Тамбовской Епархии впервые обсуждался на Московском соборе в 1654 году в связи с усилением раскольничества в Русской церкви. В 1682 году Тамбовская Епархия была открыта. В ее состав вошли Тамбов, Козлов и Борисоглебск со 160 церквями. Первый епископ Леонтий в 1684 году был лишён епископства за мздоимство, а третий - Игнатий сослан в Соловецкий монастырь в 1699 году за связь с Григорием Таницким, распространявшим учение о том, что Петр Первый - антихрист и скоро придёт конец ему и конец мира. Тогда же Епархия прекращает своё существование. Лишь в 1758 году по указу Елизаветы Петровны Епархию вновь восстановили под названием Тамбовской и Пензенской, причём границы её расширились. К ней отошли: от Воронежской - Добринск, от Владимирской - Краснослободск, от Суздальской - Темников, Кедринск, Наровчат, Верхний и Нижний Ломовой, от других - Троицк и Корсунь. В 1779 году в Тамбовском наместничестве были "открыты новые города" Моршанск, Спасск, Кирсанов, кроме того к Епархии отошли: от Рязани - Раненбург, от Саратова - Сердобск. Кузнецк, от Пензы - Чембар. Теперь в управлении находилось 22 города с уездами. В 1799 году с открытием Пензенской Епархии в её состав вошли: Пенза, Кедрннск, Наровчат, Верхний и Нижний Ломовы, Моршанск, Инсар, Троицк, Краснослабодск, Сердобск, Кузнецк и Чембар, к Рязани - Ряжск и Раненбург. Взамен от
Рязани к Тамбовской Епархии отошли Шацк, Елатьма, Кадом; от Воронежа - Усмань, Липецк, Лебедянь, Романов, Сокольск, Демшинск. Одновременно Епархию переименовывают в Тамбовскую и Шацкую. По составу она делилась на благочиния, а те в свою очередь - на приходы при храмах.

На начало 20 века в Тамбове находилось всех церквей 25, из них один Кафедральный собор, 8 приходских, 3 кладбищенских и 13 домовых при учебных заведениях и благотворительных учреждениях. И, кроме того, 5 монастырских. По числу же монастырей Тамбовская Епархия занимала 6 место в ряду других Епархий Российской Империи. Монастырей в Тамбовской Епархии было 23, в том числе 11 мужских и 12 женских.

ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ



Основание Казанского монастыря относится к 1667 году. Основателем и первым строителем монастыря был старец Иосиф, один из тех иноков, которые в былые годы строили по Московскому укладу Тамбовские Украинные земли. Существует легенда, что старец, пораженный красотой здешних мест, дал обет построить за острогом Казанскую пустынь. Из писцовой книги (1678 г.) видно, что по челобитной старца одному Казанскому монастырю пожаловано на распашную и ковыльную землю и на сенные покосы из Покровских полковых дач земли 30 четвертей...

Монастырь тогда выглядел скудно: тынные ограды оберегали поставленную на той земле шатровую церковь, гумна, амбары, скотный двор и братский корпус. Казанские старцы в то время при своей имущественной скудности бедствовали и кое-как жили от трудов своих. В 1724 году старцам стало ещё тяжелее. На их отводной земле построили от кавалерии Сибирского полку штабной полковой двор, сделав эту землю для посева хлеба абсолютно непригодной. Ровно через 10 лет в 1734 году монастырю пожаловали новые земли. Но он всё же был очень бедный и состоял из двух деревянных церквей с 3 престолами и 9 келий-изб, каждая из которых имела по 3 сажени в длину и ширину. Топились келии по-чёрному.

15 августа 1758 года во вновь восстановленную Епархию прибыл епископ Тамбовский и Пензенский Пахомий. С тех пор Казанский монастырь становится резиденцией тамбовских преосвященных. В то время монастырь был крайне ветхий, и "келий от гнилости валились на землю". Как и сами храмы. Тогда Пахомий немедленно приступил к отстройке его заново деревянными зданиями. Постройка вышла хорошая, и, вместе с тем, в монастыре появились богатые парчёвые и шёлковые облачения, дорогие Евангелия и сосуды. Для самого Пахомия выстроены были обширные деревянные покои с двумя флигелями. Против архирейского дома расположилось здание консистории. Но особенно Пахомнй заботился о церковном звоне. На средства "доброхотных дателей" он отлил множество колоколов, из которых наибольший весил 731 пуд. Кроме того, на колокольне установили часы с боем - диво дивное для тогдашнего Тамбова. Все монастырские здания были раскрашены разными красками и представляли лучшее украшение городи, вообще тогда крайне неприглядного. Около архирейского дома разведены были два фруктовых сада.

Своими крестьянами монастырь дорожил. Он никогда их не продавал и не получал за это ни копейки. Крестьяне отбывали умеренную барщину да и только. Никаких денежных и вещевых сборов маслом, яйцами, мёдом, холстами с них не брали. Крестьяне жили в избах со стрельчатыми окончинами, просторных и тёплых. Все были сыты, одеты и ничем не обижены.

При епископе Пахомий в 1764 году были засвидетельствованы и упразднены 20 монастырей Епархии, в том числе и Казанский. Но так как в монастыре находилась резиденция архиерея, он фактически продолжал существовать как заштатный.

ФЕОФИЛ

Казанский монастырь служит незабвенным памятником архипастырской деятельности епископа Феофила Раева (1737 - 1811). Преосвященный Феофил родился в Черниговской губернии. С младенчества оставшись сиротой, он получил воспитание в духовной школе. Окончил новгородскую семинарию. С 6 мая 1788 года был назначен на тамбовскую кафедру. Преосвященный Феофил в нововверенной ему епархии завёл новый строгий порядок и более двадцати двух лет поддерживал и развивал его неутомимой деятельностью. Многие монастыри обязаны своим устройством исключительно Феофилу, но особенно Казанский при архирейском доме и консистории. С неутомимым рвением принялся Феофил за строительство новых зданий взамен обветшавших. В 1791 году уже был готов архирейский двухэтажный каменный дом с Крестовой церковью во имя Всех Святых, вмещая в нижнем этаже келии и кладовые. Вскоре дом был обставлен пятью каменными флигелями для помещения певчих, монашествующих и для различных потребностей. Нужно было многое сломать, чтобы освободить место для строительства. Однако сильный пожар 1794 года позволил обойтись без сломок. Он истребил колокольню, растопил колокола, уничтожил консисторию, вместе с которой пропали многие дела из архива, и некоторые другие здания. Феофил не оробел от потерь, а немедленно привёл всё в порядок, и работа закипела. В 1795 году были перелиты все колокола, застроена консистория и симметричный ей каменный флигель для келий. В то же время вокруг монастыря протягивалась ограда с железными решётками, поддерживаемыми восемью красивыми каменными башенками. Ограда ещё не была окончена, а Феофил уже возводит два храма Казанский и Предтеченский с колокольней и главными вратами. Преимущественно Феофила заботил храм Казанский, построенный на месте обветшалого деревянного по любимому Феофилом образцу собора Саровской пустыни. Материал для него преосвященный приготовил с особой заботой и назначил храм для соборного служения в торжественные дни. Преосвященному нужно было собирать пожертвования, и он занимался этим с неутомимым рвением,а при недостатке благотворительных пособий отдавал на постройку последние монастырские деньги, что вызывало негодование монашествующих. Недаром на памятной доске над склепом Феофила в Казанском храме выбиты следующие слова: "Ты зришь, кто здесь лежит? Феофил грешный здесь, кто в беззаконии провёл живот свой весь. За сии здания он прахом здесь покрыт, хвалу и язву слов снося от всех, молчит. Но молит всех о том, да всяк Христу речёт. Причти дух грешника в избранных лик и свет". Эти слова служат намёком на кривотолки,которыми сопровождалось рвение Феофила о постройках и способ приобретения средств к их возведению. Примером может служить жалоба иеромонаха Назария и священника Феодосия Михайлова, поданная ими в Святейший Синод. Они обвиняли преосвященного в удержании жалования, употреблении во зло казённых сумм и лихоимстве. Для расследования этого дела в 1804 году прибыл в Тамбов протопресвитер Лукьян с двумя писцами из Москвы. Следствие показало в жалобе клевету, и Назарий был отправлен на воинскую службу, а Михайлов низведён на причетническую должность. За архипастырское рвение о благоустройстве Епархии Феофила ждала Монаршия награда, в 1806 году епископ получил осыпанную бриллиантами панагию. Преосвященный Феофил активно занимался церковно-просветительской деятельностью, тогдашний тамбовский наместник Державин даже посвятил стих приходу Феофила в губернскую типографию.

Скончался Феофил 22 декабря 1811 года и по завещанию был похоронен в его любимом Казанском храме у южной стены.

19 ВЕК



Казанский храм, заложенный в 1791 году, был построен вчерне в 1792 году, освящен в 1796 году, окончательно же строительство завершилось в 1806 году. В стенах монастыря 2 сентября 1793 года в сан иеромонаха был посвящен преподобный Серафим Саровский. В 1858 году Казанский храм обновили, а в 1861-1864 годах в нём установили новый иконостас и стены расписаны акварельными красками. В 1848 году главы храма были позлащены. Зимняя Предтеченская церковь, заложенная после пожара 1794 года в 1819-1821 годах, заботами епископа Ионы была украшена живописью, а в апреле 1875 года был одобрен план пристройки и расширения и расширения всего храма. В 1876 году храм надстроили на этаж. Усердием того же Ионы в Казанском храме появилась, сделанная в Москве, серебропозлащённая риза на икону Спасителя, вылиты два колокола в 1000 и 500 пудов. В 1836 году заботами епископа Арсения колокольню надстроили ярусом, а её часы, указывающие время целому городу, были вверены священнику Иоанну Репнину. В 1847 году был перелит главный колокол с добавлением нового материала, Колокол весом более 1000 пудов перелитием и подъёмом обязан пожертвованиям тамбовских горожан.

Во время великих бедствий на Руси всегда искали помощи и защиты в монастырских стенах, которые надёжно защищали от вражеских пуль и стрел. Этому же с 17 но 20 век служил и Тамбовский Казанский монастырь. Через консисторию шли воззвания к прихожанам о сборе средств в помощь беженцам и пострадавшим в Отечественной войне 1812 года, на врачевание раненых и устройство лазаретов. Шла помощь от монастыря и во время Крымской, Японской и Первой мировой войн. В 1910 году распоряжением консистории на площадке перед монастырём прошел парад Георгиевских кавалеров, а годом позже было разрешено устройство металлических досок в приходских церквях с именами погибших в Японскую войну. 10 марта 1861 года с Крестным ходом, под колокольный благовест был зачитан манифест об отмене крепостной зависимости.



Консистория активно боролась с неграмотностью, расколом, сектантством. В 1874 году при монастыре организуется для этого миссионерское Богородично-Казанское братство. Не менее активно в конце прошлого века велась борьба с пьянством. Представители Епархии участвуют в 1 Всероссийском съезде деятелей церкви в борьбе с пьянством: "Несчастный народ наш будет тянуть горькую, давая редкостное в истории зрелище, как сходит с мировой сцены державное племя, от рта которого некому оторвать чашу с ядом."

В конце прошлого века современники писали, что группа высоких и своеобразных зданий Казанского монастыря служит лучшим украшением нашего города. Во всех его храмах совершаются преимущественно архиерейские богослужения. Звон его замечательных по силе и звучности. колоколов торжественно разносится по всему городу и за его пределами. А в дни торжественных богослужений масса богомольцев спешит к своему возлюбленному Казанскому монастырю.


Монастырский некрополь,

расположенный между храмами, а также с южной и западной сторон, стал местом захоронения видных общественных деятелей России - Чичериных, Вышеславцевых, Нарышкиных, Бибиковых. Здесь были захоронены участники Японской войны - полные Георгиевские кавалеры. По специальному разрешению в ограде православного монастыря был похоронен замечательный врач-лютеранин Э.Х.Икавитц. Лучшие преподаватели духовной семинарии обрели последний приют в. Казанском монастырском некрополе: С.В.Вадковский, известный множеством публикаций по вопросам пчеловодства в местных и центральных издательствах, бывший воспитанник Московской Духовной Академии и прекрасный тамбовский преподаватель Д.Н.Астров, награжденный многими орденами, склеп, где он был захоронен, располагался у алтаря Предтеченской церкви с южной стороны.; В.Г.Певницкий - законоучитель Александрийского института благородных девиц, один из исследователей истории края и его патриот. Склеп В.Г.Певницкого находился у здания архива консистории рядом с усыпальницей дворян Крыловых. Против алтаря Казанского собора, рядом с с могилами протоиереев Боголепова и Скосырева, был похоронен протоиерей Александр Петрович Архангельский, законоучитель Екатерининского института, член комитета по строительству свечного завода. По решению Епископа Тамбовского Виталия у Казанского собора с правой стороны от входа был похоронен протоиерей Спасо-Преображенского собора Варфоломей Михайлович Щеглов, прослуживший верой и правдой в соборе 50 лет.

Печальная судьба постигла Казанский монастырь после октябрьского переворота. Уже в 1919 году монастырь закрывают, правда, по просьбам прихожан, церкви действовали как приходские ещё некоторое время. А в монастыре разместился Губ.ЧК.-ОГПУ. Став "секретным" объектом, монастырь тщательно охранялся. И, видимо,было что охранять от людских глаз - тамбовское ЧК вряд ли было "набожнее" своих коллег. Сейчас нет свидетелей и свидетельств тому, что происходило за монастырскими стенами, но возможно, именно в тамошнем тюремном помещении ждали приговора тамбовские крестьяне-антоновцы. По указке ОГПУ была разрушена колокольня, признанная тогдашним городским архитектором Романцевичем аварийной, что, по заключению авторитетной комиссии, занимавшейся впоследствии этим. делом, не соответствовало действительности.



Именно ОГПУ уничтожило надгробия над могилами знаменитых тамбовчан на монастырском кладбище. Были уничтожены и купола Предтеченского храма. В 1927 году в монастырь был переведён губернский архив, здесь же располагался штаб дивизии Киквидзе. Лишь в 1989 году полуразрушенный Предтеченский храм был передан церкви. В сентябре 1991 года был возвращен и Казанский храм, а 1 марта 1992 года в присутствии губернатора В.Бабенко и мэра В.Коваля храм освятил архиепископ Евгений.

М.Карасёв.

Автор благодарит В.Кученкову за предоставленные материалы.

1997 год



Tags: краеведение, тамбов
Subscribe
promo dobroslav13 february 20, 2017 18:35 8
Buy for 100 tokens
Хочу сообщить, что я после того как я создал группу ВКонтакте о домашней колбасе, сыре и прочих яствах изготовляемых мастерами земли Тамбовской https://vk.com/club140235997 то друзья по фейсбуку стали возмущаться - а как же мы. Ну значит теперь и здесь будет отдельная группа о деревенских…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments