
отсюда
К спорам о том, кому же, все-таки, принадлежит первенство в выведении так называемой русской овчарки, которая впоследствии стала называться южно-русской.
В 1895 году, в«Охотничей газете» была напечатана статья г. Алексеева, посвященная русской овчарке. Он описывал степные просторы Тамбовской области, богатые растительностью заливные луга. Как не быть в этих местах скотоводству, писал автор, особенно овцеводству. Так оно и было, огромные отары овец паслись в этих лугах, отары, которые охраняли овчарки, русские овчарки. Г. Алексеев назвал эту пастушью собаку по имени местности, в которой она обитала - тамбовской овчаркой.
«Тамбовская овчарка» -писал он - «собака большого роста, очень плотного сложения. Общим складом она несколько напоминает брудастую борзую, только без верха, хотя и с легкою напружиной.Голова овчарки не велика, сравнительно с ростом, лоб круглый, морда, скорее заостренная, чем закругленная. Глаза большие и выразительные. Пасть широкая, с большими и очень длинными зубами. Лапа небольшая, сухая и круглая. Особенно обращает на себя внимание ширина и некоторая впалость зада, с сильно развитыми мускулами ляшек (черных мя-сов), с широко поставленными маклоками. Мне встречались экземпляры, особенно среди сук, у которых укладывалось до шести пальцев. Грудь у овчарки довольно узкая, не шире, а иногда, и уже зада. Шея тоже не толста. Ухо небольшое, низко поставленное. Мускулатура сильно развитая и сухая. Шерсть, большей частью грязно желтого цвета, так длинна, что лохмы над голове, спадая со лба. закрывают совершенно глаза, разрез пасти и почти весь нос. Длина шерсти почти одинакова на всем теле, за исключением переносицы, где длинной шерсти у овчарок не бывает. Длинная шерсть, свалявшись от сырости, так укутывает всю собаку, что не разберешь ни глаз, ни ушей, ни общих ладов собаки, которая издали кажется кипою войлока или овечьей шерсти. В своем теплом и косматом тулупе овчарка не боится никаких холодов и преспокойно ночует на снегу, без подстилки, в самые сильные морозы. Рост овчарки, как уже было замечено, большой, но выше 17 вершков мне собак наблюдать не приходилось, обыкновенно же встречаются собаки в 15,5-16 вершков.
Овчарка крайне злобная и чуткая. Подойти близко к стаду, при котором находится несколько овчарок, далеко не безопасно. Псы, буквально как звери кидаются на завиденного ими чужого человека и, если пастух вовремя не отзовет их, могут разорвать его.
С такой же злобой кидаются овчарки и на посторонних собак, без всякой пощады загрызая их насмерть.
Но, при всей своей злобности овчарка очень умна и, благодаря тому, не только знает своего хозяина, которому беззаветно предана, но и жителей целого селения». Так. например, детям эти овчарки позволяют с собой творить Бог знает что и никогда не огрызаются на них, писал г. Алексеев. На отары овец, при этом, охраняемые этими псами, писал он, опасаются нападать даже матерые волки.
Кроме того, собаки очень просто и ловко управляются со стадами овец, при этом, даже в очень крупной отаре их насчитывается 4-8.
Вся дрессировка овчарок сводится к послушанию голосу и свисту пастуха, да в знании своей клички, остальное же все определяется инстинктом.
Овчарка эта также прекрасная сторожевая собака, но содержать ее можно только в хорошо огороженных местах, т. к. иначе она может и собаку задрать, да и на человека броситься.
Мне довелось, писал г. Алексеев в своей статье об овчарках содержать такую собаку в городе. Я отучил ее бросаться на людей, но на собак бросаться так и не отучил.
К недостаткам русской овчарки, автор статьи отнес некоторую дикость и злобность, а также крайне слабый, воющий лай.
Так же автор отмечал, что эта собака достаточно типичный образец собаки, которая водится в этой области и численность ее достаточна.
Инна Эстрина
Journal information