dobroslav13 (dobroslav13) wrote,
dobroslav13
dobroslav13

Петр Петрович Иванов

Оригинал взят у marina_klimkova в Петр Петрович Иванов
Исполнилось 127 лет со дня рождения первого директора Моршанского историко-художественного музея, коллекционера и художника Петра Петровича Иванова. Его необычная судьба являет удивительный пример служения отечественной культуре.

Петр Иванов родился в Моршанске 29 мая 1886 года в семье рабочего. Как все дети своего сословия он с девяти лет стал работать, помогая отцу лудить и паять, поступил учиться в начальную трехклассную школу и, окончив ее, устроился моляром в земскую больницу. Но было одно свойство характера, которое выделяло его из круга сверстников – прирожденная любознательность, стремление познать окружающий мир через красоту. Если у Петра появлялось свободное время, то он полностью предавался двум любимым увлечениям: писал масляными красками пейзажи и натюрморты, читал книги по истории, археологии и искусству.

Петр Петрович Иванов. Фото 1920-х гг.


С 18 лет Иванов серьезно занялся коллекционированием. Впоследствии он любил вспоминать о первом экспонате своего собрания – кремневом наконечнике стрелы, подаренном ему ближайшим родственником. Этот подарок побудил юношу перейти от теории к практической археологии, и он начал совершать походы вокруг города, внимательно осматривая берега Цны. Позднее он стал предпринимать и более дальние экспедиции, которые пополняли его коллекцию древними вещами.

1906 год был решающим в судьбе Иванова – он впервые показал свои живописные работы на художественной выставке в Нижнем Новгороде, а через год принял участие в выставке Московского общества любителей художеств. Успех московской экспозиционной деятельности и сам город произвели на молодого художника такое огромное впечатление, что он решил переехать в Москву.

Москва щедро делилась своими духовными сокровищами с пытливым и энергичным провинциалом. Особо притягательными для Иванова были музеи, в которых он проводил все свободное время. При этом большую часть своих сил ему приходилось отдавать работе в магазинах в качестве художника-оформителя, поскольку требовались средства не только для жизни в большом городе, но и для приобретения материалов, книг и новых экспонатов для своей коллекции. Каждое лето Иванов приезжал в Моршанск, где писал этюды с натуры и предпринимал археологические экспедиции, а на зиму снова возвращался в Москву.

Сохранилось более 300 картин, написанных П.П. Ивановым (многие из них хранятся в Моршанском историко-художественном музее). На небольших по размерам полотнах предстают по-домашнему уютные уголки родной природы. Как правило, они теплы и солнечны, полны жизненности и оптимизма. Столь же просты и незамысловаты их названия: «Скворцы прилетели», «Весенний разлив», «Берег весною», «Дубы», «Стога», «Зимою в деревне», «В конце осени»... В них хорошо чувствуется душа художника, влюбленного в красоту окружающего мира.

С 1912 года Иванов стал ходатайствовать об открытии музея в Моршанске, но осуществить мечту ему удалось лишь через 6 лет спустя. И вот, наконец, в апреле 1918 года начал действовать Моршанский народный музей – первый уездный провинциальный музей, открытый в первый год советской власти. Его фонды поначалу  насчитывали более 2000 предметов  из личного собрания Петра Петровича и лишь 144, переданных различными лицами и организациями.

Другими источниками музейных поступлений в тот период стали закрывавшиеся церкви, разорявшиеся дворянские усадьбы и богатые купеческие дома Моршанского уезда. Неутомимый собиратель Иванов не мог мириться с тем, что художественные ценности расхищались или уничтожались, поэтому он совершал поездки по селам, собирая бесценные экспонаты и разъясняя крестьянам, что нельзя уничтожать памятники искусства в бывших помещичьих владениях. Здесь следует отметить, что благодаря сотрудничеству  П.П. Иванова, эмиссара А.А. Семенова, директора Моршанского архива М.А. Хрущова в первые годы советской власти Моршанск заметно выделялся среди городов Тамбовской губернии своей деятельностью по спасению культурных ценностей. Несмотря на отсутствие специалистов, средств и удобных помещений, в атмосфере полного самоотречения эти люди смогли собрать и сохранить для потомков многие бесценные памятники истории и культуры, ныне украшающие экспозиции музеев Моршанска, Тамбова  и Москвы.

Листая архивные документы, не перестаешь удивляться энергии и неутомимости Иванова. То он спасает гербарий российской флоры (из коллекций известных ботаников Вагнера и Мережковского); то делает запросы в губернский отдел по делам музеев: как можно приобрести труды историка И.И. Дубасова и Тамбовской ученой архивной комиссии. То он просит Тамбовский отдел народного просвещения выдать ему разрешение на отправку по железной дороге или провоз на лошадях костей мамонта, книг и предметов старины – всего до 3-х пудов весом. То он посещает семьи бывших купцов и промышленников, внимательно осматривает их дома и старые сараи, уговаривает передать в музей старые фамильные портреты. Вместе с тем, вездесущий директор музея своими руками и по собственным чертежам мастерил витрины, проводил экскурсии, занимался издательской деятельностью.

На протяжении всей жизни Иванова никогда не покидало юношеское увлечение – он продолжал заниматься археологией, доводя свои знания и умения в этой области до высокого профессионального уровня. В 1927–1937 годах под его руководством был предпринят ряд экспедиций по открытию стоянок, селищ, городищ и погребений мордвы, населявшей в древности земли Тамбовщины. Иванов никогда не мыслил свой музей простым хранилищем древностей. Он хорошо понимал, что памятник культуры, о котором никто не знает, не имеет никакой ценности. Поэтому собранный им археологический материал он сам расчистил, законсервировал и подготовил к экспозиции – для всеобщего показа. Позднее, в 1952 и 1969 годах, его образцовые по качеству дневники экспедиций были изданы в виде книг: «Крюковско-Кужновский могильник» и «Средне-цнинская мордва VIII–XI веков».

П.П. Иванова умер военным летом 1942 года, но до сих пор в Моршанском историко-художественном музее ощутимо его незримое присутствие. Каждый экспонат хранит на себе печать любви первого директора-собирателя. До 2000-х годов в маленьком музейном дворе посетитель сразу оказывался в мире предметов старины. Давно на площади города был снесен памятник его основательницы – Екатерины Великой, но ее бронзовый бюст, некогда венчавший тот монумент, не позволял забыть первые страницы истории Моршанска. Давно река Цна перестала быть судоходной, но громадные якоря на ступенях музея говорили о былой славе некогда купеческого центра России. Давно был разрушен старинный Софийский собор, но крест с его главы являелся немым укором и памятью о свершившемся. Все эти уникальные предметы – живые свидетели не только истории края, но и жизни Петра Петровича Иванова, неутомимого собирателя, создавшего лучший музей Тамбовщины.

П.П. Иванов. Фото 1920-х гг.
П.П. Иванов. Фото 1920-х гг.

П.П. Иванов читает лекцию на раскопках. Фото 1930-х гг.
П.П. Иванов читает лекцию на раскопках. Фото 1930-х гг.

Tags: краеведение
Subscribe

promo dobroslav13 february 20, 2017 18:35 8
Buy for 100 tokens
Хочу сообщить, что я после того как я создал группу ВКонтакте о домашней колбасе, сыре и прочих яствах изготовляемых мастерами земли Тамбовской https://vk.com/club140235997 то друзья по фейсбуку стали возмущаться - а как же мы. Ну значит теперь и здесь будет отдельная группа о деревенских…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments