dobroslav13 (dobroslav13) wrote,
dobroslav13
dobroslav13

Еще раз о тамбовском концертном зале

Оригинал взят у marina_klimkova в Еще раз о тамбовском концертном зале
6 ноября исполнилось 47 лет со дня открытия концертного зала Тамбовской филармонии. Решила обновить о нем посты, которые помещала здесь ранее, соединив вместе все материалы.

IMG_4948
В.Г. Самородов. Концертный зал (1967). Фото 2 мая 2014 года

Автор здания, Владимир Георгиевич Самородов (1893–1978), уроженец Тамбовской губернии, окончил Петроградский институт гражданских инженеров и три курса Академии художеств по классу скульптуры. Не случайно в его проектах часто использовалась скульптурная пластика.

После окончания института Самородов работал в Москве, Московской области, в Ленинграде. В 1942 году он приехал в Тамбов, где вскоре стал главным архитектором области и долгое время возглавлял Тамбовское отделение Союза архитекторов.

Самородов является автором проектов знаковых для Тамбова зданий и скверов: реконструкции  кинотеатра "Родина" и Гостиного двора, памятника танку «Тамбовский колхозник» (1949) и сквера, Дома политпросвещения (1954). Большая их часть была воплощена в жизнь в период сталинского классицизма, в котором архитектор смог проявить лучшие профессиональные качества – понимание пропорций и соразмерности, чувство объема и пространства.

В 1960-х годах под концертный зал решили реконструировать дореволюционное здание Народного дома, заложенного в 1909 году на месте рва острога тамбовской крепости. В 1910 году Народный дом в стиле модерн был построен и начал принимать посетителей. Здесь проходили концерты, действовали столовая и читальня, работа которых организовывалась Обществом трезвости.

Здание концертного зала (до перестройки)
Здание Народного дома. Фото 1920-х годов (?)

Свое назначение Народный дом выполнял и в первые годы после революции, пока в 1920-х годах в нем не произошел пожар. После того как здание некоторое время простояло заброшенным, его приспособили под гараж. В тот период в Тамбове начал появляться общественный транспорт – автобусы. В 1964 году по проекту В.Г. Самородова здание начали реконструировать; в 1967 году в нем разместилась Тамбовская областная филармония (ныне «Тамбовконцерт»).


1964 (1)
Здание Народного дома. Фото 1964 года

Здание концертного зала возводилось после выхода в свет постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором утверждалось, что архитектура сталинской эпохи, изобилующая «большими излишествами, не соответствует линии партии и правительства в архитектурно-строительном деле... Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений». На смену представительности, историзму и традиционализму приходил «суровый стиль».

В.Г. Самородов. Концертный зал в Тамбове. Фото конца 1960-х гг.
В.Г. Самородов. Концертный зал в Тамбове. Фото конца 1960-х годов
Зданию концертного зала действительно присуща «строгость формы». Однако за кажущейся простотой скрывается интересная формальная идея автора, который и здесь использовал любимую им классическую ордерную систему, имитируя ее элементы простыми членениями стены. Если посмотреть на старые фотографии, показывающие здание издали, то возникнет впечатление, что четыре колонны на его фасаде держат антаблемент (перекрытие). Причем даже с применением «экономичного решения» Самородов нашел возможность увенчать свою постройку скульптурой (авторы Л.М. Евзыкова и Т.Г. Вельцен) и сделал это с присущим ему чувством меры и стиля.


В.Г. Самородов. Концертный зал в Тамбове. Фото 1970-х годов

Архитектор сам выбирал авторов для исполнения скульптуры, которая должна была украшать строившееся здание. В своем выборе В.Г. Самородов остановился на женщинах-скульпторах – москвичке Лилии Евзыковой и Татьяне Вельцен, приехавшей в Тамбов. Помимо реалистического искусства, они свободно работали в декоративно-прикладных формах. К открытию концертного зала в 1967 году скульпторы выполнили декоративную композицию «Музыка», которая состояла из двух фигур – мужской и женской. До недавнего времени она являлась самой выразительной в городе монументальной скульптурой, выполненной местными авторами.

Татьяна Георгиевна Вельцен лепит из глины модель скульптуры. Фото 1967 г.
Татьяна Георгиевна Вельцен лепит из глины модель скульптуры
для композиции "Музыка".
Фото 1967 г.



Скульптура композиции "Музыка". Фото 1967 года
Поскольку в Тамбовской области не было возможности выполнить скульптуру для концертного зала в металле (не имелось таких специалистов), то, вероятно, работали над ней в Москве. Сама лепка из глины, судя по фотографиям, происходила в каком-то спортивном зале, а выколотка из алюминия – в одном из помещений производственного комбината художественного фонда  РСФСР. Часто для этих целей использовались пространства закрытых в совесткий период церквей, где трудились мастера по металлу.

В.Г. Самородов. Здание концертного зала в Тамбове. Фото 16 ноября 2012 г.
В.Г. Самородов. Здание концертного зала в Тамбове. Фото 16 ноября 2012 года

В 2009–2010-х годах здание концертного зала, который тогда числился в списке выявленных объектов культурного наследия, реставрировали. Однако сейчас, лишив его, видимо, охранного статуса, решили коренным образом реконструировать.

IMG_6911
Фото 23 мая 2014 года


IMG_4949
Фото 23 мая 2014 года

Subscribe
promo dobroslav13 february 20, 2017 18:35 8
Buy for 100 tokens
Хочу сообщить, что я после того как я создал группу ВКонтакте о домашней колбасе, сыре и прочих яствах изготовляемых мастерами земли Тамбовской https://vk.com/club140235997 то друзья по фейсбуку стали возмущаться - а как же мы. Ну значит теперь и здесь будет отдельная группа о деревенских…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments